Тольяттинские инженеры внедряют технологию сварки ультразвуком

Сборка с помощью ультразвуковых технологий как альтернатива клеевому и крепежному соединению полимерных деталей сегодня применяется в различных отраслях промышленности. Иногда этот метод остается единственно возможным вариантом сборочного соединения. О том, как проходит разработка отечественных ультразвуковых сварочных комплексов, призванных заменить и превзойти зарубежные аналоги, а также о возможностях их более широкого использования в производстве рассказал порталу «Волга Ньюс» директор института машиностроения Тольяттинского государственного университета Александр Селиванов.

Инженеры из ТГУ уверены, что за ультразвуковыми технологиями — большое будущее. Сегодня их разработки находятся на стадии освоения серийного выпуска ультразвуковых сварочных аппаратов под различные технологические процессы сборки изделий из полимерных материалов: в машиностроении, автомобилестроении, медицине и других сферах, в которых применяются пластики.

Технология ультразвуковой сварки служит альтернативой клеевому соединению материалов, а также сборке комплектующих с применением крепежных элементов. В ряде случаев ультразвук по определенным требованиям является практически безальтернативным вариантом соединения деталей, объясняет Александр Селиванов.

К преимуществам такого способа соединения относятся отсутствие лишних элементов (клей, растворители, крепеж) и достаточно высокая стабильность и повторяемость процесса, что позволяет его легко автоматизировать, а это важно с точки зрения повышения производительности в условиях массового производства.

Сварочными работами могут заниматься не только люди, но и роботы. В созданном при ТГУ центре ультразвуковых технологий уже разрабатывают автоматические комплексы, а также проекты по интеграции сварочных аппаратов в робототехнические комплексы (РТК). При этом для повышения эффективности операций сборки не обязательно использовать большой промышленный РТК — достаточно применить КОБОТы (коллаборативные роботы, или роботы-манипуляторы. — Прим. «Волга Ньюс»).

Через пару лет разработчики планируют организовать серийное производство ультразвуковых аппаратов различного технологического назначения, а через три года на базе инновационно-технологического парка Тольяттинского государственного университета построить в Самарской области завод по производству ультразвукового оборудования. Объект возводится при поддержке губернатора Самарской области Дмитрия Азарова и планируется к запуску уже в 2023 году.

«В настоящее время мы формируем модельный ряд ультразвуковых комплексов под различные технологические задачи. Причем линейка будет унифицированной и будет разработана по модульному принципу. Под каждую модельную линейку будем определять емкость рынка», — поделился планами руководитель института машиностроения ТГУ.

В оборудовании для ультразвуковой сварки заинтересованы в первую очередь предприятия автомобилестроительного кластера, и здесь достигнуты значительные результаты по внедрению комплексов. В частности, тольяттинские разработки используют в своем производстве ООО «ДСК», АО «Полад», АО «Сатурно-ТП», ООО «АРТ-Т», АО «САПТ» и другие. Есть заинтересованность в поставке таких комплексов и у АвтоВАЗа. Стоит подчеркнуть, что проект появился и развивается при участии студентов университета.

«Ультразвуковую сварку можно использовать на любых предприятиях, занимающихся производством изделий из полимерных и нетканых материалов, — везде, где нужна сборка. Одним из направлений может быть получение неразъемных соединений в термопластичных композитных материалах, например, в авиастроении, в том числе в военно-промышленном комплексе. И хотя в настоящее время с Министерством обороны эта работа не проводится, но если будут поставлены такие задачи, с удовольствием готовы работать и на укрепление обороноспособности нашей страны», — говорит Александр Селиванов.

По технологическим характеристикам тольяттинские комплексы в чем-то превосходят зарубежные аналоги. Например, в ТГУ запатентован оригинальный способ крепления ультразвуковых волноводов, что позволяет уменьшить габариты самого ручного комплекса и, соответственно, его вес — ультразвуковые пистолеты на базе магнитострикционных преобразователей легче, а по выходной мощности превосходят зарубежные аналоги в этом классе.

Что касается алгоритмов захвата резонансной частоты и ее отслеживания в цикле сварки, то здесь есть над чем работать. Одним из перспективных направлений за рубежом в области развития технологий ультразвуковой сварки является ультразвуковая аддитивная технология с последующей обработкой фрезерованием. В этой технологии изделие «печатается» с помощью ультразвука слоями, как пирог из ленты. Затем фрезерной обработкой изготавливается деталь. Сегодня зарубежный стартап Fabrisonic производит гамму станков для реализации такой технологии. В России этому направлению пока не уделяется должного внимания, между тем перспективы применения такой технологии весьма велики, особенно в авиации, ракетостроении, космической технике, медицине.

Кроме того, ультразвук как инструмент интенсификации различных технологических процессов имеет большие перспективы промышленного применения: пропитка, сушка, эмульгирование, диспергирование, дегазация, сонохимия, воздействие ультразвука на сыпучие среды и комплекс других технологий. Например, с помощью ультразвукового распыления расплава можно получать мелкодисперсные металлические порошки для аддитивных технологий.

То есть спектр применения ультразвука достаточно широк. Он позволяет существенно ускорить протекание физико-химических процессов в различных средах, а также технологически обеспечить повышение производительности и качества выпускаемой продукции.

«Конкурентоспособность определяется не только технологическими новшествами и преимуществами, но также стоимостью и сроками разработки, возможностями дальнейшего технологического сопровождения (ремонт, обслуживание, поставка комплектующих, обучение персонала). У нас все это есть, мы предлагаем технологию под ключ. Пока главный инвестор проекта — Тольяттинский госуниверситет, однако мы открыты для сотрудничества», — отмечает Александр Селиванов.

Михаил Криштал, ректор Тольяттинского государственного университета:

— В последние годы ученые и специалисты ТГУ резко нарастили компетенции в сфере ультразвуковых технологий, хотя работы в этом направлении велись еще в 1990-2000-е годы. Уже и тогда мы были нацелены на практический результат. Достаточно вспомнить внедрение на Волжском автозаводе оборудования и технологии правки абразивных кругов с применением ультразвука. Сегодня мы компетентны создавать технологии и устройства с применением ультразвука настолько разного назначения, что иной раз это даже удивляет. Главное — это существенное ускорение темпов внедрения новых разработок, что совершенно точно дает вклад в технологический суверенитет страны и решает задачи не только импортозамещения, но и импортоопережения. Мы уже создали центр ультразвуковых технологий, и в ближайшее время он расширит свои возможности за счет новых площадей инновационно-технологического парка ТГУ, где мы планируем разместить ряд реконфигурируемых производств инновационной продукции, в том числе ультразвукового оборудования различного технологического назначения.

Автор: Алексей Окунев

В Тольятти создали отечественный газовый баллон для Lada

В Тольятти создали первый в истории автопрома баллон для газомоторного топлива второго типа российского производства и разработки. Проект был реализован в короткие сроки и стал реакцией на западные санкции.

Санкции, введенные против России после начала специальной военной операции, сильно повлияли на производство газомоторной техники, что коснулось и выпуска битопливных автомобилей от группы компаний «АТС» и АВТОВАЗа. Прекратились поставки ряда комплектующих от европейских партнеров, а также произошло перестроение логистических цепочек и рост цен на комплектующие и готовые узлы, поставлявшиеся из Китая. Кризис полупроводников и электронных компонентов также оказал негативное влияние. Это привело к тому, что выпуск моделей Largus и Vesta, поставляемых АВТОВАЗом для серийного оснащения ГБО, был приостановлен.

В ГК «АТС» на этом фоне начали поиск собственных решений и их адаптацию к существующим конструкциям. Касалось это в первую очередь Lada Granta как модели, над газификацией которой в «АТС» уже работали и которая при высокой локализации максимально быстро смогла вернуться на конвейер АВТОВАЗа. Ведущий партнер в лице бренда Lada также оказывал в этом вопросе всестороннюю поддержку.

В короткие сроки был проведен весь необходимый перечень работ в сферах инжиниринга, испытаний и сертификации новой отечественной битопливной модели. И с конца 2022 года на производстве ГК «АТС» приступили к выпуску Lada Granta CNG.

Основной узел в ГБО — баллон для природного газа метана, который должен отвечать ряду требований безопасности, надежности и компоновочных решений. Largus и Vesta оснащались безальтернативным металлокомпозитным баллоном Sioma (Китай).

В «АТС» разработали собственный баллон объемом 80 литров, который конструктивно относится ко второму типу (CNG2) — его корпус изготовлен из металлической несущей вставки, покрытой армирующей оболочкой. Такой тип баллонов легче цельнометаллических собратьев из первого поколения, при этом так же уверенно держит давление в 20 МПа.

Баллон создавался в сотрудничестве с одним из российских предприятий, имеющих компетенции в производственной части. Назвать компанию в ГК «АТС» не смогли, так как упоминание партнера строго регламентировано пунктом договора.

Разработчикам удалось добиться меньшей массы по сравнению с импортными аналогами. А уменьшение веса прямо влияет на расход топлива, износ некоторых деталей и узлов автомобиля, его грузоподъемность. В конечном счете — это все пользовательские характеристики, в основе которых лежит экономия. Кроме того, уменьшение количества металла в изделии стало еще более актуальным на фоне резкого роста цен на него, произошедшего в последние два года.

Помимо самого баллона, специалистам ГК «АТС» пришлось продумывать и новое решение для его крепления в багажнике Lada Granta CNG. Баллон вместе с предохранительным клапаном расположен за сиденьями второго ряда и прикрыт со стороны багажника пластиковым кожухом. Это было сделано для прохождения сертификационных процедур, включающих лабораторные испытания, которые выполнялись ФГУП «Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ). Все остальные работы, включающие ресурсные и ходовые испытания, проводились специалистами ГК «АТС».

Отличием метановой «Гранты» от предшествующих моделей на природном газе стало также размещение заправочного штуцера под капотом, а не в лючке бензобака. Это обусловлено конструктивной особенностью Lada Granta.

Внедрение нового баллона позволило существенно снизить зависимость от иностранных комплектующих. Сейчас производство Lada Granta CNG — это несколько сотен автомобилей в месяц, которые в большей своей части уже распределены по покупателям. По заявлению руководства ГК «АТС» предприятие в силах выпускать не менее 600 автомобилей с ГБО в месяц, работая в односменном режиме. При работе предприятия в две смены объем может быть увеличен до тысячи машин. В вопросах увеличения объемов, расширения гаммы цветов и оперативности отгрузки с главного конвейера компания получает всестороннюю поддержку от АВТОВАЗа.

Группа компаний «АТС» известна на рынке газомоторных систем с 2010 года. Первым проектом специалистов в этой сфере стало создание «Экологического такси» в Тольятти. Автомобили Lada Granta оснащались газобаллонным оборудованием (ГБО), что помогало экономить на топливе и снижать объем выбросов в атмосферу.

До появления на рынке Lada Granta CNG ГК «АТС» в тесном партнерстве с АВТОВАЗом также работала над проектами серийных автомобилей на природном газе Lada Largus CNG и Lada Vesta CNG.

Пионером серийных и битопливных легковых автомобилей стал флагман российского автопрома Lada Vesta. Работы по проекту были начаты в 2015 году. Весь инжиниринг и адаптация нового оборудования были выполнены инженерами «АТС». Производство седана с приставкой CNG началось летом 2017 года. На данный момент выпущено почти 11 тыс. битопливных «Вест».

В январе 2019 года начался выпуск битопливных «Ларгусов». Общий объем выпуска Lada Largus CNG составил 1569 автомобилей.

Еще одной битопливной моделью, которая готовилась к выпуску, был седан Logan от компании Renault (на то время партнера АВТОВАЗа). Работы по проекту были доведены до стадии старта производства, которого, однако, не состоялось ввиду ухода французского бренда с российского рынка на фоне санкционной войны.

Кроме серийного выпуска автомобилей с ГБО, тема популяризации газомоторного топлива была расширена собственной раллийной командой «ATC Racing Team», выступающей на Lada Niva Legend, оснащенном метановым ГБО. Часть новых инжиниринговых решений, до их применения на серийных транспортных средствах, проходили испытания в ралли-рейдах.

Сейчас в «АТС» продолжают разработку и испытания комплектующих для грузового и тепловозного транспорта, для легких коммерческих автомобилей, передвижных заправщиков.

Автор: Виталий Архиреев