МИГом все измерят: в Самаре придумали для железнодорожников лазерный комплекс нового поколения

Куйбышевская железная дорога стала первой в системе РЖД, где были внедрены инновационные лазерные приборы МИГ. Самарская разработка позволяет в автоматическом режиме измерять габариты платформ и рельсового пути, расстояние до опор, светофоров и малых архитектурных форм, значительно сократив необходимые на это время и трудозатраты, а также полностью исключив возможность фальсификаций со стороны недобросовестных сотрудников.

В массовом сознании железнодорожный транспорт считается одним из самых надежных. И нельзя сказать, что незаслуженно: на железной дороге безопасности уделяют особое внимание. Каждая платформа тщательно проверяется несколько раз в год: железнодорожники находят ось пути, которая служит главной отправной точкой, и производят замеры до выступающих элементов конструкций платформы и всей остальной инфраструктуры, находящейся в непосредственной близости от рельсов.

Процесс, разумеется, занимает продолжительное время — сотрудникам железной дороги нужно выполнить десятки различных измерений. А из доступного оснащения в распоряжении рабочих — как правило, лишь обычная рулетка и алюминиевый шаблон…

Точность измерений находится в прямой зависимости от того, насколько добросовестно относятся к своим обязанностям работники, их проводящие. И в том, что кто-то будет старательно высчитывать миллиметры, например, в зимнюю непогоду, возникают вполне обоснованные сомнения. А ведь проверку нужно проводить в соответствии с графиком, который никто не станет подгонять под текущие погодные условия. Да и железнодорожный транспорт славится тем, что исправно работает в любую непогоду.

Специально для того, чтобы исключить возможность некорректных измерений и существенно ускорить процесс проверки пассажирских платформ на соответствие нормативным габаритам, компания «Альфа Консалт» разработала мобильный измеритель габаритов — прибор «МИГ». Он позволяет значительно сократить необходимое для замеров время и существенно снизить трудозатраты железнодорожников.

Достаточно установить прибор на рельсовый путь и направить лазерный луч на нужную точку — и останется только произвести замер через мобильное приложение. В итоге получается фотография с результатами замера, к которым, помимо геолокации и даты съемки, присоединяется электронная подпись специалиста, после чего все данные отправляются на сервер. Такая схема полностью исключает вмешательство извне и фальсификацию измерений: теперь не получится просто переписать в журнал результаты прошлых замеров. Отчет формируется из электронной базы данных, доступа к которой производящий замеры сотрудник не имеет.

Стоит отметить, что инновационной разработку делают не столько примененные при создании МИГа технологии, сколько программное обеспечение, позволившее объединить в одном продукте высокоточные лазерные измерения и электронный документооборот. Фактически разработчики создали специализированную высокоточную лазерную рулетку, способную не только обрабатывать данные, формировать отчет и отправлять результаты на сервер нажатием кнопки в мобильном приложении, но и самостоятельно производить вычисления.

Одной из главных и уникальных особенностей МИГа служит способность за одну операцию сделать сразу несколько нужных измерений: так, например, с помощью теоремы Пифагора программный комплекс самостоятельно высчитывает и расстояние до края платформы, и ее высоту. При этом особой квалификации от производящего замеры сотрудника не требуется — достаточно лишь направить луч лазера на нужную точку и активировать прибор.

Продукт самарских разработчиков не только существенно ускоряет и автоматизирует процесс проверки габаритов платформ, но и дает существенный экономический эффект. Один мобильный измеритель ежегодно экономит порядка 80 тыс. рублей за счет сокращения трудозатрат. Куйбышевская железная дорога получила уже 16 таких приборов.

Специально для разработки МИГа компания «Альфа Консалт» получила грант в рамках финансовой поддержки инновационных проектов, направленных на научно-техническое и инновационное развитие железнодорожного транспорта. Средства выделили Куйбышевская железная дорога и министерство экономического развития и инвестиций Самарской области.

Создание МИГа, по словам разработчиков, не было самым сложным проектом в истории «Альфа Консалт», однако оно дало компании очень важный опыт, связанный с особыми требованиями РЖД. Все технические нюансы нужно было привести в соответствие с более жесткими нормативами, действующими на железной дороге.

«Говорят, что РЖД — это своеобразное государство в государстве, и отчасти это правда, — считает руководитель самарского филиала ООО «Альфа Групп» Нина Гуревич. — На Российских железных дорогах существует своя система сертификации и допуска. Иными словами, если прибор сертифицирован для использования на территории Российской Федерации, то это еще не значит, что его можно использовать на железной дороге. Здесь предъявляются свои требования, причем допуски более жесткие, чем в общем случае. Погрешность измерений прибора составляет всего один миллиметр, что соответствует требованиям, предъявляемым к профессиональным образцам лазерных дальномеров».

Автор: Олег Нечаев

По ту сторону капрона: самарские ученые разработали рецептуры для производства полиамидных нитей

Ведущие российские предприятия химической промышленности, выпускающие полимерные нити, перешли на отечественные рецептуры полимерного концентрата. Он используется в качестве стабилизатора в производстве капроновых волокон и до недавнего времени поставлялся только из-за рубежа. Однако с введением очередного пакета санкций Евросоюза против России в прошлом году отрасль столкнулась с серьезной проблемой. А решить ее смогли ученые Самарского политеха (Самарского государственного технического университета).

Идея разработать собственный состав у руководства ПАО «КуйбышевАзот» возникла еще десять лет назад, когда к политеховцам обратился генеральный директор предприятия (ныне председатель совета директоров) Виктор Герасименко. Тольяттинцы и химики университета сотрудничают более полувека, со времен запуска Куйбышевского азотнотукового завода, куда первыми пришли работать выпускники кафедры «Технология органического синтеза, синтетического каучука и пластмасс», образованной в вузе 1959 году. И сегодня более половины коллектива предприятия — выходцы из СамГТУ.

«Механики, электрики, технологи — все наши, — рассказывает профессор кафедры «Технология органического и нефтехимического синтеза», доктор химических наук Светлана Леванова. — Естественно, мы работаем с заводом по разным направлениям. В тяжелые годы он помогал нам, благодаря поддержке предприятия мы ремонтировали кабинеты, закупили первый хроматограф. Научные работы тоже делали вместе. Десять лет назад возникла тема создания собственного стабилизатора для полиамидных волокон».

Один из основных видов продукции ПАО «КуйбышевАзот» — капролактам. Его получают синтетическим путем из бензола и используют в качестве сырья для выпуска полиамида-6 (нейлон, капрон). Этот полимерный материал применяют в качестве конструкционного термопласта при формовании полиамидных волокон, на долю которых в мировом производстве синтетических волокон приходится до 40% от общего объема. Полиамид-6 необходим в производстве технических и текстильных нитей, полимерной пленки, подшипников, кордной ткани, инженерных пластиков, композиционных материалов с различными свойствами. Из полимерных нитей делают ковролин и покрытия для уличных спортивных площадок — материал очень востребован.

Мировой спрос на капролактам высок. Из России ежегодно отправляется на экспорт более 60% мономера, производят который три предприятия: ПАО «Куйбышевазот», Кемеровское акционерное общество «Азот» и АО «Щекиноазот» (Тульская область). Увеличиваются и объемы внутреннего потребления продукта, соответственно, предприятия совершенствуют производство.

«Конструкционная техническая нить прядется так же, как обычная нить, но для ее производства необходимы разные добавки и ингредиенты, которые придают ей термостабильность и делают независимой от цвета, влаги, ионизирующих излучений, — сообщает Светлана Леванова. — Все эти добавки поставлялись на российские предприятия из-за рубежа, и хотя десять лет назад логистические цепочки были отлажены, руководство тольяттинского завода задумалось над тем, чтобы «расшифровать» их рецепты и начать выпускать собственные стабилизаторы. Мы заключили договор и начали работу».

Кстати, именно под руководством профессора в Политехе было создано научное направление, связанное с интенсификацией процессов органического и нефтехимического синтеза. С 1998 по 2016 годы Светлана Леванова руководила кафедрой, она же возглавляла исследовательскую работу по поиску катализаторов.

Химики Самарского политеха в результате многолетней работы не только разобрали и воссоздали состав из отечественных химических компонентов, но и сделали его более экологичным. Новый стабилизатор был внедрен в производственную цепочку в прошлом году.

В разработке оригинальной рецептуры стабилизатора, помимо профессора, участвовали заведующий кафедрой «Технология органического и нефтехимического синтеза», доктор химических наук Евгений Красных, доценты, кандидаты химических наук Виктория Саркисова, Илья Глазко, Александр Соколов, Сергей Сафронов, магистрантка Юлия Иванова и ведущие специалисты «КуйбышевАзота».

Представители предприятия внесли свой вклад на этапе изготовления опытных образцов и их испытаний. В результате импортозамещающие технологии получения стабилизаторов высокого качества для полиамидных волокон, отвечающие современным экологическим требованиям, обеспечили бесперебойную работу лидеров технической промышленности страны.

Справка 1

Капролактам (C6H11NO) представляет собой белые кристаллы, хорошо растворимые в жидкостях (вода, спирт, эфир, бензол), и полимеризуется при нагревании, образуя полиамидную смолу, из которой и получают капрон.

Справка 2

Полиамид-6 ([-NH-(CH2)5-CO-]n) — чрезвычайно прочный и эластичный материал, при этом имеющий малую плотность: он в шесть раз легче стали. Он также нетоксичный, что позволяет широко его использовать, в том числе, в пищевой промышленности. Применяется также при изготовлении изоляционных материалов, корпусных, уплотнительных, технических изделий в машиностроении, металлургии, химической отрасли.