Самарская IT-компания «Открытый код» разработала и успешно внедряет вспомогательные системы для контроля производственных процессов и обслуживания сложной техники на основе искусственного интеллекта и дополненной реальности. Сейчас такие системы повышают производительность труда и позволяют работать с сотнями различных деталей, в том числе людям с ограничениями по зрению.
По словам представителей компании, разработки хорошо проявили себя в теме технической поддержки и выполнения регламентных работ по послепродажному обслуживанию сложного оборудования. На основе показателей видеопотока, препарируемого с помощью компьютерного зрения и искусственных нейронных сетей, происходит автоматическое распознавание деталей и выдаются подсказки производителям работ.
«Любые идеи для ИТ-компаний — это либо глобальная проблема, о которой все знают и которую необходимо решать, или локальная проблема конкретного заказчика. Например, систему послепродажного обслуживания мы начали внедрять около шести лет назад вместе с корпорацией «Вертолеты России». У них существовала проблема, связанная с тем, что при больших поставках вертолетной техники за рубеж необходимо было быстро и оперативно проводить ее сервисное обслуживание. Предложенная нами концепция использовала технологии дополненной и виртуальной реальности, которая позволяла делать ремонт любых узлов без длительного обучения специалистов», — рассказывает об истории проекта управляющий компании «Открытый код» Олег Сурнин.
По данным представителей компании, система послепродажного обслуживания необходима для специалистов по сборке, разбору, пусконаладке и настройке сложносоставных технических деталей, узлов и компонентов оборудования.
Схожие решение могут применяться на производствах. Одну из «производственных» систем, разработанную в «Открытом коде», назвали «Гарантир качества». Ее использование гарантирует, что изделия в 100% случаях готовы к применению при сборке.
IT-компания проверяла систему на заводе «КАМАЗа». Тестирование проходило с использованием технологии компьютерного зрения (очки дополненной реальности, мобильные планшеты, настенные панели и датчики), которая входит в структуру программы обслуживания сложной техники. Она фиксирует, распознает объекты, анализирует рабочие ситуации, дает подсказки, находит отклонения и контролирует точность выполнения задач.
Так, цифровой микроскоп может проверить точность изготовления любых сложных деталей и «отбраковывать» их на производственном конвейере.
«Компьютерное зрение мы применили на производственной цепочке завода «КАМАЗ». Там была совершенно конкретная задача: устранить брак на сборке сложной детали двигателя — турбокомпрессора. Мы обучили нейронные сети технологическому процессу, а цифровое зрение следило за точностью его соблюдения», — рассказывает Олег Сурнин.
На выходе заказчик «зрения» сократил процент брака на 30%, еще на 36% повысил производительность труда и получил 100% наблюдение за каждым рабочим процессом.
Точно такой же подход был использован на предприятии «Самараавтожгут», специализирующемся на производстве элементов электропроводки автомобилей. На этом предприятии работают люди с ограничениями по зрению.
Платформу «OCAR Кабель», внедренную на «Самараавтожгуте», профинансировал Российский фонд развития информационных технологий.
«Была конкретная задача минимизировать процент бракованных жгутов для поставки на АвтоВАЗ. В результате внедрения нашего аппаратно-программного комплекса мы не только вышли по браку на уровень «0», но и попутно повысили производительность труда на 40%», — делится результатами управляющий «Открытого кода».
Технически платформа «OCAR Кабель» представляет собой несколько модулей. Например, модуль распознавания видеопотока с налобной камеры определяет цвет пучка проводов и формирует аудио-подсказки, передаваемые в наушник. А модуль контроля факта выполнения операций следит за правильностью сборки, сигналит о допущенных ошибках, формирует журнал дефектов.
«Люди с ограничениями по зрению с помощью искусственного интеллекта и цифрового зрения собирают пучки кабелей, в каждом из которых до 350 проводов!» — иллюстрирует сложность решаемых задач Олег Сурнин.
В «Открытом коде» отметили, что технология подходит для поддержки производственных процессов, логистических операций, безопасности крупных объектов, регламентного обслуживания оборудования и интерактивного обучения персонала.
Помимо предприятий «КАМАЗ» и «Самараавтожгут», подобные решения использовали в Государственном Эрмитаже и музее Модерна для обеспечения безопасности, а также в ростовском ОАО «Донэнерго» в форме фотофиксации приборов учета для энергосбытовых компаний.
В «Открытом коде» считают, что их разработки могли бы пригодиться АвтоВАЗу, опыта взаимодействия с которым у компании пока нет.
«Мы готовы позаниматься их производственными цепочками, если будет встречное движение. С учетом того, что на линиях Волжского автозавода естьпроблемы с квалифицированными кадрами, мы можем стать очень полезными в теме контроля и повышения качества», — объясняет управляющий «Открытого кода».
По его словам, стоимость таких решений не фиксирована, как нет и ограничений по количеству произведенных систем. Все зависит от «поставленных целей и сложности решений».
Олег Сурнин уверен: платформы, подобные «OCAR Кабель» или системе послепродажного обслуживания сложной техники, должны вывести отечественных разработчиков в лидеры на мировом рынке: «Наши системы должны стать лучшими. Потому что у нас нет времени делать плохо. И еще 100 разных «потому что».